Построение маршрута с помощью улучшенного метода изохрон при минимизации времени плавания и с учетом прогноза погоды

Авторы

  • Хунбо Ван Институт электронной науки и техники, Цзилиньский университет, Китайская Народная Республика, 130012, Цзилинь, Чанчунь, пр. Чаньцзинь, 2699
  • Пэнфэй Ли Институт электронной науки и техники, Цзилиньский университет, Китайская Народная Республика, 130012, Цзилинь, Чанчунь, пр. Чаньцзинь, 2699
  • Юаньюань Сюэ Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Максим Васильевич Коровкин Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-2950-4048

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu10.2017.306

Аннотация

Теория оптимального управления является основой современной теории управления. Ее развитие зависит от требований со стороны объекта управления. С развитием науки и технологий теория оптимального управления стала широко применяться в различных областях, например в задачах оптимального быстродействия, с требованием минимальных расходов ресурсов, в задачах линейноквадратичного управления и т. д. В данной работе представлен вычислительный метод для построения оптимального маршрута, обеспечивающего минимальное время плавания с использованием линий румба и метода изохрон. Первоначально строится математическая модель оптимального маршрута и проводится дискретизация по времени для уравнений вычисления местоположения судна. Затем маршрут разрезается по большому кругу от начальной точки до конечной по определенным отрезкам времени, в результате чего создается набор линий румба. При этом каждая изохронная линия соответствует своему отрезку румба. Далее по обе стороны от N отрезков постоянного курса прокладываются параллельные линии с расстоянием ΔD, таким образом создаются 2N субканалов. Для того чтобы оптимальное решение было найдено как можно быстрее, рассмотрение движения судна ограничивается в пределах 2N × ΔD. Между тем в промежутках дискретного времени начальный курс судна остается постоянным и равным соответствующему направлению линии румба. При выборе наилучших позиций судна в каждом субканале определим одну оптимальную изохрону. По достижении изохроной заданной окрестности точки назначения B судно направляется по линии румба непосредственнно в B. После расчета минимального времени движения судна получим оптимальный маршрут рекурсивной последовательностью. Кроме того, для расширения возможностей обхода препятствий для улучшенного метода изохрон в статье предлагается алгоритм обхода препятствий на основе битовых карт, который позволяет избегать опасных зон во время плавания. Наконец, улучшенный метод изохрон применен для решения задачи построения оптимального по времени маршрута при неблагоприятных погодных условиях, таких как волнение и ветер. По результатам моделирования с использованием среды MATLAB показано, что с помощью этого алгоритма можно построить не только оптимальный по времени, но и относительно короткий по расстоянию маршрут и одновременно избежать опасных зон для обеспечения безопасности плавания. Библиогр. 16 назв. Ил. 9.

Ключевые слова:

улучшенный метод изохрон, метеорологическая навигация, оптимизация маршрутов, алгоритм обхода препятствий

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

James R. W. Application of wave forecast to marine navigation // Comparative Biochemistry & Physiology a comparative physiology. 1957. Vol. 43, N 1. P. 195–205.

Hagiwara Hideki, Spaans J. A. Practical weather routing of sail-assisted motor vessels // Journal of Navigation. 1987. Vol. 40, N 1. P. 96–119.

Hagiwara H. Weather routing of (sail-assisted) motor vessels. PhD thesis. Delft: Delft University of Technology, 1989. 336 p.

Faulkner F. D. Numerical methods for determining optimum ship routes // Journal of the Institute of navigation. Winter 1963. Vol. 10, N 4. P. 351–367.

Bleick W. E., Faulkner F. D. Minimal-time ship routing // Journal of Applied Meteorology. 1965. Vol. 4, N 2. P. 217–221.

Bijlsma S. J. A computational method for the solution of optimal control problems in ship routing // Journal of the Institute of navigation. 2001. Vol. 48, N 3. P. 145–154.

Petrie G. L., Bongert K. J., Maclean W. M. A new approach to vessel weather routing and performance analysis // Marine Technology. 1984. Vol. 21. P. 19–41.

Motte R. H., Calvert S. On the selection of discrete grid systems for on-board micro-based weather routing // The Journal of Navigation. 1990. Vol. 43. P. 104–117.

Maki A., Akimoto Y., Nagata Y. et al. A new weather-routing system that accounts for ship stability based on a real-coded genetic algorithm // Journal of Marine Science and Technology. 2011. Vol. 16, N 3. P. 311–322.

Kang M. H., Choi H. R., Kim H. S. et al. Development of a maritime transportation planning support system for car carriers based on genetic algorithm // Applied Intelligence. 2012. Vol. 36, N 3. P. 585–604.

Tsou M. C., Cheng H. C. An Ant Colony Algorithm for efficient ship routing // Polish Maritime Research. 2013. Vol. 20, N 3. P. 28–38.

Veremei E. I., Sotnikova M. V. Optimal routing based on weather forecast // Intern. Journal of Open Information Technologies. 2016. Vol. 4, N 3. P. 55–61.

Eskild Hege. Development of a method for weather routing of ships: master thesis. Norwegian: Norwegian University of science and technology, 2014. 143 p.

Liu Feng, Pang Fuwen. Calculation of minimum-time ship route using rhumb algorithm // Journal of Dalian marine college. February 1994. Vol. 20, N 1. P. 14–18.

Yang Zhenzhong, Liu Shiqi. Calculation of speed loss for ships operating at heavy sea // Navigation of China. 1990. Vol. 27, N 2. P. 35–40.

Kltazawa Takamune, Kuroi Masaaki. Critical speed of container ship in rough sea //Journal of the Society of naval architects of Japan. December 1975. N 138. P. 269–276.


References

James R.W. Application of wave forecast to marine navigation. Comparative Biochemistry & Physiology a comparative physiology, 1957, vol. 43, no. 1, pp. 195–205.

Hagiwara Hideki, Spaans J. A. Practical weather routing of sail-assisted motor vessels. Journal of Navigation, 1987, vol. 40, no. 1, pp. 96–119.

Hagiwara H. Weather routing of (sail-assisted) motor vessels. PhD thesis. Delft, Delft University of Technology, 1989, 336 p.

Faulkner F. D. Numerical methods for determining optimum ship routes. Journal of the Institute of navigation, Winter 1963, vol. 10, no. 4, pp. 351–367.

Bleick W. E., Faulkner F. D. Minimal-time ship routing. Journal of Applied Meteorology, 1965, vol. 4, no. 2, pp. 217–221.

Bijlsma S. J. A computational method for the solution of optimal control problems in ship routing. Journal of the Institute of navigation, 2001, vol. 48, no. 3, pp. 145–154.

Petrie G. L., Bongert K. J., Maclean W. M. A new approach to vessel weather routing and performance analysis. Marine Technology, 1984, vol. 21, pp. 19–41.

Motte R. H., Calvert S. On the selection of discrete grid systems for on-board micro-based weather routing. The Journal of Navigation, 1990, vol. 43, pp. 104–117.

Maki A., Akimoto Y., Nagata Y. et al. A new weather-routing system that accounts for ship stability based on a real-coded genetic algorithm. Journal of Marine Science and Technology, 2011, vol. 16, no. 3, pp. 311–322.

Kang M. H., Choi H. R., Kim H. S. et al. Development of a maritime transportation planning support system for car carriers based on genetic algorithm. Applied Intelligence, 2012, vol. 36, no. 3, pp. 585–604.

Tsou M. C., Cheng H. C. An Ant Colony Algorithm for efficient ship routing. Polish Maritime Research, 2013, vol. 20, no. 3, pp. 28–38.

Veremei E. I., Sotnikova M. V. Optimal routing based on weather forecast. Intern. Journal of Open Information Technologies, 2016, vol. 4, no. 3, pp. 55–61.

Eskild Hege. Development of a method for weather routing of ships. Master thesis. Norwegian, Norwegian University of science and technology, 2014, 143 p.

Liu Feng, Pang Fuwen. Calculation of minimum-time ship route using rhumb algorithm. Journal of Dalian marine college. February 1994, vol. 20, no. 1, pp. 14–18.

Yang Zhenzhong, Liu Shiqi. Calculation of speed loss for ships operating at heavy sea. Navigation of China, 1990, vol. 27, no. 2, pp. 35–40.

Kltazawa Takamune, Kuroi Masaaki. Critical speed of container ship in rough sea. Journal of the Society of naval architects of Japan. December 1975, no. 138, pp. 269–276.

Загрузки

Опубликован

12.09.2017

Как цитировать

Ван, Х., Ли, П., Сюэ, Ю., & Коровкин, М. В. (2017). Построение маршрута с помощью улучшенного метода изохрон при минимизации времени плавания и с учетом прогноза погоды. Вестник Санкт-Петербургского университета. Прикладная математика. Информатика. Процессы управления, 13(3), 286–299. https://doi.org/10.21638/11701/spbu10.2017.306

Выпуск

Раздел

Информатика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)