Теоретико-игровая оценка сложности учебных текстов

Авторы

  • Андрей Владимирович Хитрый Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук», Российская Федерация, 185910, Петрозаводск, ул. Пушкинская, 11
  • Владимир Викторович Мазалов Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук», Российская Федерация, 185910, Петрозаводск, ул. Пушкинская, 11
  • Наталья Анатольевна Буре Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Санкт-Петербург, Российская Федерация
  • Полина Васильевна Дробная Петрозаводский государственный университет, Российская Федерация, 185910, Петрозаводск, пр. Ленина, 33

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu10.2023.407

Аннотация

Предлагается метод оценки сложности текстов на основе методов теории кооперативных игр. Игроками в этой игре являются длины слов в тексте. Сама игра представлена в виде игры голосования, где ценность игрока определяется числом коалиций, в которых игрок ключевой. Ранги игроков формируются путем вычисления значения Шепли —Шубика или индекса Банцафа в игре голосования с заданным порогом голосования. Таким образом, каждому тексту ставится в соответствие вектор значений Шепли —Шубика или Банцафа. После этого в пространстве векторов проводится ранжирование текстов по сложности на основе экспертных оценок, полученных в данной области.

Ключевые слова:

обработка текстов, игра голосования, значение Шепли —Шубика, индекс Банцафа, кластеризация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Второй уровень. Профессиональные модули / сост. Н. П. Андрюшина, Т. Е. Владимирова, Л. П. Клобукова. СПб.: Златоуст, 2000. 56 c.

Образовательная программа по русскому языку как иностранному. Предвузовское обучение / сост. З. И. Есина, А. С. Иванова, Н. И. Соболева и др. М.: Изд-во Российского университета Дружбы народов им. Патриса Лумумбы, 2001. 137 c.

Майер Р. В. Дидактическая сложность учебных текстов и ее оценка. Глазов: Изд-во Глазовского государственного педагогического университета, 2020. 149 с.

Gunning R. The technique of clear writing. New York: McGraw-Hill, 1952. 289 p.

Flesch R. A new readability yardstick // Journal of Applied Psychology. 1948. N 3. P. 221–233.

Оборнева И. В. Математическая модель оценки учебных текстов // Вестник Московского государственного педагогического университета. Сер. Информатика и информатизация образования. 2005. № 1 (4). C. 141–147.

Coleman M., Liau T. L. A computer readability formula designed for machine scoring // Journal of Applied Psychology. 1975. N 60. P. 283–284.

Тексты для обучения русскому языку в качестве иностранного. URL: https://github.com/arkty/ru_learning_data (дата обращения: 14 августа 2023 г.).

Мазалов В. В. Математическая теория игр и приложения: учеб. пособие. 2-е изд., стер. СПб.: Лань, 2016. 448 с.

Molinero X., Laamiri A., Riquelme F. Readability and power indices // The Fifteenth International Conference on Game Theory and Management (GTM 2021). St. Petersburg, 2021. P. 7.

Мазалов В. В., Хитрая В. А., Хитрый А. В. Методы теории кооперативных игр в задаче ранжирования текстов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Прикладная математика. Информатика. Процессы управления. 2022. Т. 18. Вып. 1. C. 63–78. https://doi.org/10.21638/11701/spbu10.2022.105

Kondratev A. A., Mazalov V. V. Tournament solutions based on cooperative game theory // International Journal of Game Theory. 2020. Vol. 49. P. 119–145.

Алескеров Ф. Т., Хабина Е. Л., Шварц Д. А. Бинарные отношения, графы и коллективные решения. Примеры и задачи: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2023. 458 с.

Bogomolnaia A., Jackson M. O. The stability of hedonic coalition structures // Games Econ. Behav. 2002. Vol. 38. N 2. P. 201–230.


References

it Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart po russkomu yazyku kak inostrannomu. Pervyj uroven'. Vtoroj uroven'. Professional'nye moduli [ State educational standard for Russian as a foreign language. First level. Second level. Professional modules]. Compilers: N. P. Andryushina, T. E. Vladimirova, L. P. Klobukova. St. Petersburg, Zlatoust Publ., 2000, 56 p. (In Russian)

it Obrazovatel'naya programma po russkomu yazyku kak inostrannomu. Predvuzovskoe obuchenie [ Educational program on Russian as a foreign language. Pre-university education]. Compilers: Z. I. Esina, A. S. Ivanova, N. I. Soboleva. Мoscow, Patrice Lumumba Peoples’ Friendship University of Russian Press, 2001, 137 p. (In Russian)

Majer R. V. Didakticheskaya slozhnost' uchebnyh tekstov i ee ocenka [ Didactic complexity of educational texts and its assessment]. Glazov, Glazovskiy State Pedagogical University Press, 2020, 149 p. (In Russian)

Gunning R. The technique of clear writing. New York, McGraw-Hill Publ., 1952, 289 p.

Flesch R. A new readability yardstick. Journal of Applied Psychology, 1948, no. 3, pp. 221–233.

Oborneva I. V. Matematicheskaya model' ocenki uchebnyh tekstov [A mathematical model for evaluating instructional texts]. Vestnik of Moscow State Pedagogical University. Series Information and Informatization of education, 2005, no. 1 (4), pp. 141–147. (In Russian)

Coleman M., Liau T. L. A computer readability formula designed for machine scoring. Journal of Applied Psychology, 1975, no. 60, pp. 283–284.

it Teksty dlya obucheniya russkomu yazyku v kachestve inostrannogo [ Texts for teaching Russian as a foreign language]. Available at: https://github.com/arkty/ru_learning_data (accessed: August 14, 2023). (In Russian)

Mazalov V. V. Matematicheskaya teoriya igr i prilozheniya. Uchebnoe posobie. 2-e izd. [ Mathematical game theory and applications. Textbook]. 2nd ed. St. Petersburg, Lan’ Publ., 2016, 448 p. (In Russian)

Molinero X., Laamiri A., Riquelme F. Readability and power indices. The Fifteenth International Conference on Game Theory and Management (GTM 2021). St. Petersburg, 2021, p. 7.

Mazalov V. V., Khitraya V. A., Khitryj A. V. Metody teorii kooperativnyh igr v zadache ranzhirovaniya tekstov [Methods of cooperative game theory in the task of text ranking]. Vestnik of Saint Petersburg University. Applied Mathematics. Computer Science. Control Processes, 2022, vol. 18, iss. 1, pp. 63–78. https://doi.org/10.21638/11701/spbu10.2022.105 (In Russian)

Kondratev A. A., Mazalov V. V. Tournament solutions based on cooperative game theory. International Journal of Game Theory, 2020, vol. 49, pp. 119–145.

Aleskerov F. T., Habina E. L., Shvarc D. A. Binarnye otnosheniya, grafy i kollektivnye resheniya. Primery i zadachi. Uchebnoe posobie dlya vuzov [ Binary relations, graphs and collective solutions. Examples and problems. Textbook for universities]. Moscow, Yurite Publ., 2023, 458 p. (In Russian)

Bogomolnaia A., Jackson M. O. The stability of hedonic coalition structures. Games Econ. Behav., 2002, vol. 38, no. 2, pp. 201–230.

Загрузки

Опубликован

29.12.2023

Как цитировать

Хитрый, А. В., Мазалов, В. В., Буре, Н. А., & Дробная, П. В. (2023). Теоретико-игровая оценка сложности учебных текстов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Прикладная математика. Информатика. Процессы управления, 19(4), 509–521. https://doi.org/10.21638/11701/spbu10.2023.407

Выпуск

Раздел

Прикладная математика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)